8 (8482) 556-300
телефон компании
8 (8482) 555-318
факс
INFO@TEK63.RU
электронная почта
8 (8482) 556-306
горячая линия

Реформа энергетики в Тольятти

Другая логика

19.02.2007

Почему в Тольятти развитие энергетики может пойти по затратному сценарию. Противостояние на территории Тольятти энергокомпаний, пред­ставляющих РАО "ЕЭС России" и местных игроков, перешло в активную стадию. В ближай­шее время мы можем стать свидетелями вовлечения в кон­фликт правоохранительных и судебных органов.

Эксперты "Дела"

  • Гринблат Борислав, депутат Тольяттинской городской думы
  • Кесарев Андрей, руководитель Управления по государственному регулированию и кон­тролю в энергетике (УГРКЭ)
  • Никонов Василий, генеральный директор ОАО "Волжская территориальная генерирую­щая компания"
  • Сойфер Максим, управляющий ОАО "Самараэнерго"
  • Федюк Игорь, аналитик ИФК "Сопид"
  • Чубайс Анатолий, председатель правления РАО "ЕЭС России"

Тянут на себя

Противостояние между энергокомпания­ми, представляющими РАО "ЕЭС России", и тольяттинскими игроками энергетиче­ского рынка сложилось исторически. В условиях реформирования энергетики наличие в Тольятти "дочек" АВТОВАЗа - ОАО "Электросеть" и ОАО "Тевис", - образованных в 1971 году и традиционно обслуживающих нужды автогиганта и Автозаводского района, делало обостре­ние ситуации неизбежным. Ситуацию усложняло и то, что на территории Комсо­мольского района теплоснабжением занималось МУП "Производственное объединение ЖКХ", отапливающее район с помощью муниципальных котельных. Причиной столкновения стало есте­ственное стремление компаний, образо­ванных в ходе реорганизации АО-энерго, повышать эффективность своей работы. В качестве одного из путей достижения этой цели была избрана интеграция муниципальных теплосетей и структуру территориальных генерирующих компа­ний (ТГК).

Генеральный директор ОАО "Волжская ТГК" Василий Никонов неоднократно заявлял о том, что интеграция теплосе­тей - стратегическая линия развития ком­пании. Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс подтвердил, что эта стратегия распространяется на всю структуру энергохолдинга.

Энергетики ВоТГК на сегодня взяли в безвозмездное пользование муниципаль­ные теплосети на территории Саратов­ской, Оренбургской и Ульяновской обла­стей. При этом ТГК несет все затраты, свя­занные с ремонтом сетей и поддержани­ем их в рабочем состоянии.

Василий Никонов заявил о намерении компании закрывать муниципальные котельные вследствие их низкой эффективности и неэкологичное (они исполь­зуют в качестве топлива мазут, а цена на него намного выше, чем на газ, сжигае­мый на ТЭЦ). Аналогичное предложение ТГК сделала и властям Тольятти.

Сейчас Волжская ТГК предлагает самый низкий по Тольятти тариф на теплоэнергию: по 459 руб./Гкал (с НДС) или 378 руб./Гкал (без НДС). Этот тариф единый по всей структуре ВоТГК и утвер­жден Управлением по госрегулированию и контролю в энергетике (УГРКЭ).

Преимущество достигается, во-первых, за счет "размазывания, усреднения издержек по всем регионам работы ком­пании. Во-вторых, проявляется эффект когенерации, когда для отопления утили­зируется тепло пара, отработавшего в тур­богенераторах. На ТЭЦ, производящих и электроэнергию, и тепло, общий коэффи­циент полезного действия цикла (порядка 32-33%) гораздо выше, чем в котельных. И особенно высок он в современных уста­новках парогазового цикла (до 42%).

Тепловая конкуренция

Тарифы, которые предлагают сегодня другие участники тольяттинского теплорынка, выше, чем у ВоТГК. По Централь­ному району МУП "ПО КХ" называет ставку в 504 руб./Гкал, в Комсомольском районе, где работают муниципальные котельные, тариф еще выше и составляет 608 руб./Гкал (с НДС). Все это дало воз­можность Василию Никонову еще в нояб­ре-декабре 2006 года заявлять, что эконо­мия для населения Тольятти при передаче теплосетей города в безвозмездное поль­зование ВоТГК приведет за 2007 год к эко­номии порядка 300 млн руб.

Однако в Тольятти мнение онеобходи­мости интеграции городских теплосетей с сетями ВоТГК подвергли сомнению. В качестве повода для сомнений выдвига­ется механизм образования тарифов на теплоэнергию. В частности, депутат Тольяттинской гордумы Борислав Гринблат считает, что тарифная схема Волж­ской ТГК на сегодня самая простая и дешевая. Но при этом муниципалитет теряет контроль за решением данного вопроса. А главное, сложно предсказать, каким будет тариф через несколько лет.

Однако сомнения Борислава Гринблата и других депутатов, голосовавших про­тив интеграции теплосетей г. Тольятти с сетями ВоТГК, рассеивает руководитель Управления по государственному контро­лю и регулированию в энергетике Андрей Кесарев. По его словам, государство не откажется от регулирования тарифа на теплоэнергию. Более того, сохранится регулирование и в части тарифов на элек­троэнергию. На оптовом рынке электро­энергии в сегменте так называемых регу­лируемых двусторонних договоров цены останутся под контролем Федеральной службы по тарифам (ФСТ).

Следует отметить, что Анатолий Чубайс высказывался за то, чтобы в перс­пективе эти договоры заключались не на год, а на более длительные сроки. При этом правительство России предусматри­вает очень плавное, не более 5% в год, увеличение доли электроэнергии, прода­ваемой на НОРЭМ по нерегулируемым ценам.

Кроме того, Андрей Кесарев указывает на то, что потребитель, заключая договор, вправе потребовать калькуляцию на пре­доставляемые ему услуги. И приводит пример, когда мэрия Тольятти проверяла обоснованность расценок на поставку химически очищенной воды, проведя с этой целью независимую экспертизу.

Сегодня в мэрии ситуацию вокруг теплосетей не комментируют. Но остает­ся фактом, что в качестве партнера в сфере теплоэнергетики город избрал АВТОВАЗ. 15 декабря Мэр Тольятти Николай Уткин подписал постановление о передаче теплосетей Комсомольского района в аренду ОАО "Тевис". А 17 января 2007 года совет директоров ОАО "АВТО­ВАЗ" принял решение о создании совме­стно с мэрией Тольятти единой комму­нальной энергетической организации.

Впереди судопроизводство

7 февраля Волжская ТГК сообщила, что обратилась в облпрокуратуру с просьбой пресечь противоправные действия МУП "ПО ЖХ". Муниципалы направили энер­гопотребителям Центрального района Тольятти уведомления о необходимости перезаключения договоров. По их мне­нию, именно МУП "ПО ЖКХ", а не ВоТГК является поставщиком тепловой энергии. В то же время, по официальному заяв­лению ОАО "Волжская ТГК", в соответ­ствии с договором, подписанным компанией и мэрией г. Тольятти 30 декабря 2005 года, внутриквартальные теплосети Центрального района находятся в безвоз­мездном пользовании ТГКдо 31 декабря 2008 года.

Борислав Гринблат считает, что и Волжской ТГК, и АВТОВАЗу в лице ОАО "Тевис", и МУП "ПО ЖКХ" необходи­мо собраться за круглым столом и решить все вопросы в ходе совместного обсужде­ния. Однако в Волжской ТГК заняли иную позицию. Там полагают, что действую­щий договор безвозмездного пользования даст все основания получать от потреби­телей платежи напрямую, а у МУП "ПО ЖКХ" нет оснований требовать переза­ключения договоров с ВоТГК.

В ВоТГК сообщили, что компания гото­вит исковое заявление в арбитражный суд, требуя от департамента энергетики, ЖКХ и связи погашения образовавшейся задолженности за поставленное тепло. Отметим, что в Ульяновской области в схожей ситуации ВоТГК инициировала процедуру банкротства двух муниципаль­ных перепродавцов тепла.

Без "посредника" дороже

Наступление на тольяттинские позиции энергокомпаний, представляющих РАО "ЕЭС России", в конце 2006 года началось и по электроэнеретическому направле­нию. АВТОВАЗ официально уведомил ОАО "Самараэнерго" о том, что в 2007 го­ду будет приобретать электроэнергию у ОАО "Электросеть". Аналитики связывали этот шаг с деятельностью вновь назначен­ного тогда председателем комитета по энергетике при совете директоров АВТО­ВАЗа, бывшего гендиректора "Мосэнерго" Аркадия Евстафьева. На АВТОВАЗе утверждали, что при новом поставщике тариф на электроэнергию для предприя­тия снизится почти на треть.

Управляющий ОАО "Самараэнерго" указал, что потребление электроэнергии в 2005-2006 гг. у АВТО­ВАЗа происходило 6792 часа в течение года. В соответствии с требованиями ФСТ, если этот показатель ниже 7500 ча­сов в год, предприятие относят к группе "Прочие потребители". Тогда и соответ­ствии с установленными тарифами ОАО "Электросеть" как предприятие-пере про­давец обязано отпускать электроэнергию для данной категории потребителей по 1,81 руб. за кВт/час. И в этом случае поте­ри за каждый кВт/час электроэнергии для АВТОВАЗа могут составить порядка 0,7 рубля, что, соответственно, приведет не к экономии, а к дополнительным зат­ратам.

Только в случае самостоятельного выгода АВТОВАЗа на НОРЭМ возможна покупка электроэнергии по более низко­му тарифу. Г-н Сойфер сообщил, что ОАО "Самараэнерго", имея большой опыт работы на оптовом рынке электроэнер­гии, готово оказать автогиганту помощь в этом вопросе.

Свое электричество

На пресс-конференции "РАО ЕЭС - откры­тая компания" 17 мая 2006 года журна­лист "Дела" задал вопрос Анатолию Чубайсу о перспективах развития генери­рующих и сетевых мощностей в Тольятти в связи с планами АВТОВАЗа построить новое производство. Г-н Чубайс ответил, что говорить о каких-либо решениях можно будет после получения от предпри­ятия конкретного бизнес-плана. Такое письмо в Волжскую ТГК поступило. Одна­ко, как выяснилось впоследствии, автоза­вод связывал свои энергетические перс­пективы не со структурами РАО ЕЭС.

В начале декабря 2006 года Аркадий Евстафьев объявил о планах АВТОВАЗа построить собственную ТЭЦ. Естествен­но, увязав это с перспективами строитель­ства нового автосборочного производ­ства. АВТОВАЗ оценивает совместный проект с канадской компанией Magna в $1,6-1,7 млрд (450-480 тыс. машин в год). Финансирование планируется вести на паритетных началах.

Реализация энергопроекта может обойтись автогиганту значительно доро­же. По неофициальным оценкам экспер­тов, в случае утверждения планов строи­тельства ТЭЦ без учета перспективных нагрузок ее мощность должна быть экви­валентна установленной мощности дей­ствующей ТЭЦ ВАЗа (филиал ВоТГК), т.е. 1172 МВт. По оценкам аналитика ИФК "Солид" Игоря Федюка строительство 1 МВт энергомощностей стоит около $ 1 млн. Таким образом, АВТОВАЗу придется отыскать $1,2 млрд, так как в данном случае все затраты ему придется нести еди­нолично. В инвестпрограммы РАО "ЕЭС России" он явно включен не будет.

Очень серьезной проблемой для АВТО­ВАЗа как потенциального поставщика тепловой и электроэнергии может стать и газовый дефицит. 13 февраля Анатолий Чубайс подверг резкой критике политику РАО "Газпром", указывая на то, что в газо­вом балансе России на 2007 год, утвер­жденном правительством, присутствует дефицит в 4 млрд куб. м.

Решение от профессионалов

По оценкам специалистов Волжской ТГК, озвученных 22 августа 2006 года во время визига в Самару и Тольятти технического директора РАО "ЕЭС России"

к 2015 году Центральный и Автозаводский районы Тольятти будут нуждаться в 1370 Гкал/ч теплоэперши. Из них 1070 Гкал/ч - нужды Автозавод­ского района, в том числе 620 Гкал/ч -АВТОВАЗа.

Поданным ВоТГК, Тольяттинская ТЭЦ располагает более чем двукратным резервом (760 Гкал/ч) дтя обеспечения перс­пективных нагрузок Центрального райо­на. ТЭЦ ВАЗа, которая обеспечивает теплом АВТОВАЗ и Автозаводской район, напротив, испытывает дефицит резер­вной тепловой мощности. Однако к 2010 году планируется увеличить ее на 610 Гкал/ч для подключения новых потре­бителей и возможного наращивания про­изводства ВАЗа. Тогда дефицит составит только 460 Гкал/ч, который может быть покрыт за счет переброски тепла Тольяттинской ТЭЦ в Автозаводский район.

Программа развития системы тепло­снабжения Тольяттинского энергоузла до 2010 года предусматривает реконструк­цию оборудования для использования резерва тепловой мощности Тольяттинской ТЭЦ и ТЭЦ ВАЗа. С целью перевода и подключения новых тепловых нагрузок Автозаводского района на ТоТЭЦ, а также части нагрузок Центрального райо­на строится IV тепловывод от ТоТЭЦ в Автозаводский район.

Проект был поддержан мэрией Тольят­ти и дает 1 МВт новых энергомощностей по цене в 15 раз дешевле- $64,3 тыс.

Борислав Гринблат по достоинству оценил идеи Волжской ТГК относительно того, как заработать денег. При миними­зации собственных затрат. Однако, как заметил Андрей Кесарев, у любого постав­щика тепловой и электроэнергии источ­ник для их покрытия один - тариф.

Следует подчеркнуть, что и ВоТГК, и АВТОВАЗу, и перепродавцам, прежде чем тариф будет установлен, придется доказы­вать обоснованность своих затрат в УГРКЭ. А оплачивать будет конечный потреби­тель, а также покупатель продукции авто­гиганта, об интересах которых заботятся и депутаты Тольяттинской думы, и мэрия Тольятти, и комитет по энергетике при совете директоров АВТОВАЗа.

Почему они выбрали более дорого­стоящий путь развития энергетики города и завода? Очевидно, в их решении логика есть. Но какая-то особая, другая логика.

Борислав Гринблат, депутат Тольят­тинской городской думы:

— Волжская ТГК - это хозяй­ствующий субъект, у которо­го, естественно, есть свои идеи относительно того, как заработать денег. Пожалуй, сегодня у ТГК тарифная схема самая простая и самая деше­вая. Но при этом муниципали­тет теряет контроль над решением данного вопроса. Конечно, при поверхностном рассмотрении было бы здоро­во, чтобы тарифы снизились и можно было бы дешевле платить за тепло и электро­энергию. Для жителей Тольят­ти, во всяком случае, это про­сто здорово. Но что будет через год, через два, через три? На этот вопрос нам никто не отвечает.

Передача в руки ВоТГК всех решений по тарифам в неда­леком будущем может серьезно отразиться на развитии города. И я уверен, что при всех сложных отноше­ниях, которые существуют на данный момент, необходимо садиться за стол переговоров всем операторам: ВоТГК, АО "АВТОВАЗ" в лице компа­нии "Тевис", МУП "ПО КХ" и, конечно, исполнительной вла­сти города. Неплохо было бы, если к решению вопроса под­ключили бы и городскую думу. Да, депутаты не имеют права распоряжаться имуществом, но зато мы принимаем опре­деленные решения стратеги­ческого характера. А это решение - стратегическое. Оно не на один день и даже не на один год, это решение на десятилетия.

Андрей Кесарев, руководитель Упра­вления по государственному регулиро­ванию и контролю в энергетике:

— Я не разделяю беспокойства по поводу того, что государство прекратит регулировать тарифы на тепловую и электроэнергию. Да, в НОРЭМ вместо регулируе­мого сектора внедряется систе­ма двусторонних регулируемых договоров. Однако цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Феде­ральной службой по тарифам. Более того, в сфере этого кон­троля выстраивается жесткая вертикаль. На местах останутся функции контроля, решения будут приниматься централизо­ванно. Для этого уже сейчас проводятся организационно-штатные мероприятия. Уже сегодня в методологии рас­чета тарифов просматривается линия ФСТ на их унификацию. По теплоэнергии сейчас тарифы бюджетных организаций отлича­ются от тарифов остальных потребителей, но в ближайшей перспективе эта разница исчез­нет.

По электроэнергии проблема перекрестного субсидирования остается, но и ее будут посте­пенно решать.

Программа развития Тольяттинского энергоузла до 2010 г.:

■  реконструкиия ТФУ с целью использования резерва тепловой мощности Тольяттинской ТЭЦ иТЭЦВАЗа;

■  строительство 4 тепловывода от ТоТЭЦ в Автозаводский район с целью перевода и подключения новых тепловых нагрузок Автоза­водского района в количестве 460 Гкал/ч, а также части тепловых нагрузок Центрального района в количестве 100 Гкал/ч.

Тольятти

Источник